Одну из ключевых лекций Мундепшколы, - «Государственное и муниципальное управление», - прочёл Андрей Максимов, эксперт Комитета гражданских инициатив, председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ.

Всю презентацию лекции вы можете скачать здесь.
Она получилась очень информативной, именно для вдумчивого чтения.

Местное самоуправление - достаточно неопределенный термин, в самом широком смысле обозначающий «способность формулировать и решать комплекс задач и проблем локального уровня».

Даже значение из Европейской хартии МСУ можно перевести по-разному: «local authorities» это и «органы местного самоуправления» (в российском переводе используется именно этот вариант), и «лидеры местных», — и оба варианта предполагают разные форматы организации и функционирования местной власти.
Первую отличает большая независимость от органов государственной власти, ориентация на собственные доходы местных бюджетов (а не на субсидирование), самостоятельное определение каждым сообществом того объема услуг, которые оно хочет получать от местных властей. На «местах» государственные администрации не создаются.
Выделяются две модели местного самоуправления — англосаксонская и романская.
В романской модели местное самоуправление вписано в иерархию государственной власти, полномочия более унифицированы, широко применяется принцип финансового равенства муниципалитетов. На одной территории наблюдается «соседство» и каждодневное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления.
В реальности, конечно, не существует чистых примеров каждой модели, можно говорить лишь о близости к тому или другому варианту. Российское МСУ наиболее схоже с немецким вариантом, который, в свою очередь, тяготеет к романской модели.
В России первые шаги к формированию местного самоуправления в современном понимании этого термина начали осуществляться в конце 80-ых годов.
На каком-то этапе муниципальная автономия рассматривалась в качестве противоядия растущей суверенизации национальных республик.
Принимается закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (09.04.1990), заложивший правовую базу российского МСУ.
После прихода новой власти процесс институционализации МСУ замедлился. Интересно отметить, что не один из местных советов не поддержал роспуск Президентом Ельциным Верховного совета, — отчего 26-го октября 1993 года все местные советы были распущены.
Законодательно МСУ оформлялось сначала ФЗ-154, который предполагал широкую вариативность форматов на местах, а потом ФЗ-131. Последний законопроект изначально должен был унифицировать модели МСУ, четко прописать полномочия; в результате же компетенции местных и региональных властей остались не до конца разграниченными, степень автономии (в том числе, фискальной) местных властей осталась очень низкой.



Полномочия МСУ в целом неконкретны по формулировкам (знаменитые «обеспечение условий…», «оказание содействия…»), дублируются с полномочиями региональных органов власти, также дублируются полномочия и не урегулированы финансовые взаимоотношения между муниципальными районами и отдельными поселениями (вечный политический вопрос — «кто строит дорогу?»).



В Москве полномочия МСУ сильно сокращены в виду особого статуса города федерального значения; в презентации приведено подробное сравнение полномочий префектур, управ и муниципальных округов.
Отдельная тема — механизмы управления развитием городских агломераций (включающими в себя, как правило, несколько административно-территориальных единиц).
Механизмы управления развитием городских агломераций
Первая модель - агломерация управляется властями одного региона.
Вторая - агломерация является единым муниципальным образованием.
Третья - двухуровневая модель (общий координационный центр над существующими муниципалитетами).
Наконец, четвертая модель – фрагментированного управления агломерацией – муниципалитеты не управляются из единого центра, но вступают в договорные отношения для решения общих задач.
Перед Москвой сейчас стоит задача проектирования нужной системы управления, так как существующая, помимо очевидных недостатков, также не учитывает логику развития и расширения агломерации.
Интересно рассмотреть модели управления крупными городами
Первая модель — город не обладает внутренней административной структурой (обособленными территориальными органами власти и самоуправления на части территории).
Вторая — город имеет внутреннее административно-территориальное деление с обособленными территориальными подразделениями городских органов власти/самоуправления в территориальных единицах без внутригородских выборных органов.
Третья — город имеет внутреннее административно-территориальное деление, при этом исполнительно-распорядительные функции в территориальных единицах исполняют подразделения городских органов власти/самоуправления, а функции согласования и представительства - выборные коллегиальные органы. Территориальные единицы не имеют статус муниципалитетов.
Еще одна модель — город имеет внутреннее административно-территориальное деление, при этом исполнительно-распорядительные функции в территориальных единицах исполняют подразделения городских органов власти/самоуправления, а функции согласования и представительства - выборные коллегиальные органы. Территориальные единицы имеют статус муниципалитетов.
Шестая модель, самая неочевидная — город не является единой территориальной единицей, общегородские органы управления отсутствуют, муниципалитетами являются только внутригородские территории.
Пятая модель — город состоит из внутригородских муниципалитетов, каждый из которых имеет свою компетенцию и выборные органы, выполняющие представительные и исполнительно-распорядительные функции.
Made on
Tilda