Мы смогли запустить Мундепшколу — образовательный проект для муниципальных депутатов Москвы новых созывов. С вашей помощью мы собрали все средства для того, чтобы 25 депутатов из разных районов смогли прослушать лекции лучших специалистов об устройстве городских систем и о новых подходах к городскому планированию.
В итоге мы даже расширили состав участников, на наши занятия ходят 30 депутатов; все они подписали договор-оферту о том, что за каждую пропущенную лекцию они обязуются пожертвовать в Фонд 1 тысячу рублей — это справедливое условие для снижения количества пропусков, чтобы не оказалось, что деньги жертвователей были потрачены зря.
Первая лекция была введением в нашу Программу. Её прочёл Алексей Новиков — президент компании Habidatum, занимающейся анализом и визуализацией больших данных о городе, а также до января 2018 года — декан Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского (НИУ ВШЭ).
Мы подготовили для открытого доступа презентацию лекции — вот она. Скачивайте и наслаждайтесь. Отдельные моменты мы коротко перескажем ниже.
Алексей Викторович рассказывал о новых трендах развития крупных агломераций и о принципах, которыми руководствуются современные городские планировщики при разработке и введении изменений. Многие вещи кажутся неочевидными и плохо применяемыми на практике; так, принцип выбора – в одном городе было три парка, один из которых практически не посещался жителями, так что власти задумали его закрыть.
Каково же было их удивление, когда жители организовали масштабную протестную кампанию против закрытия, казалось бы, ненужного им парка. Принцип свободы выбора — возможность организовать свой быт и досуг самым разным способом в разных ценовых категориях – чрезвычайно важен для комфортного самоощущения горожан.
С ростом города все большую ценность приобретают сервисы, рассчитанные на совместное потребление и использование, так что доступность становится приоритетней собственности, каршеринг – проще и удобнее, чем личный автомобиль с дорогостоящим обслуживанием. Личное время становится важнее повышения заработной платы.


Городские «очаги» — агломерации на примере США — видно, что города втягиваются в крупные агломерации, за пределами которых - сельские территории, отдельные небольшие города и просто природные зоны.

На устройство города все большее влияние оказывают горожане и формируемые ими социальные институты; меняется парадигма взаимоотношения жителей и администрации, последняя все больше начинает восприниматься в качестве простого «поставщика услуг», организатора так называемой «социальной зарплаты» (набор публичных благ, включающего комфортность планировки, удобство транспортной системы, простоту и доступность институтов власти и т.д.)

На устройство города все большее влияние оказывают горожане и формируемые ими социальные институты; меняется парадигма взаимоотношения жителей и администрации, последняя все больше начинает восприниматься в качестве простого «поставщика услуг», организатора так называемой «социальной зарплаты» (набор публичных благ, включающего комфортность планировки, удобство транспортной системы, простоту и доступность институтов власти и т.д.)
Также огромные территории городов (в Москве около 45%) являются «мёртвыми» - они плохо структурированы и не удобны для перемещений, организации уличной торговли, досуга в связке с рабочими местами.
В России и Москве, к сожалению, подобные принципы работают хуже, во многом из-за сравнительно низких доходов населения, слабой имплементации механизма обратной связи между жителями и их собственностью (сложностями для целенаправленных действий по повышению привлекательности своей среды и увеличению стоимости своего жилья).
Вот еще хорошая иллюстрация по Москве - это данные по упоминаемости людьми территориальных объектов, улиц, зданий и т.д. в городе, взятая по социальным сетям, - видно, что почти все приходится на центр города, а за пределами Садового - мертвая зона.
Выход - улучшение текущей застройки Москвы, перепланировка и новое проектирование, которое увеличивало бы связность районов, локализировало нужную инфраструктуру в пошаговой доступности для горожан. Был рассмотрен пример программы реновации, которая без описания и предложения именно планировочных решений пока остается только лишь популистским жестом, не решающим общую проблему «рыхлости» территорий.
Выход — улучшение текущей застройки Москвы, перепланировка и новое проектирование, которое увеличивало бы связность районов, локализировало нужную инфраструктуру в пошаговой доступности для горожан. Был рассмотрен пример программы ренновации, которая без описания и предложения именно планировочных решений пока остается только лишь популистским жестом, не решающим общую проблему «рыхлости» территорий.

Огромною роль в этом процессе должны играть сами собственники недвижимости; проекты планировочных решений должны рассматриваться и приниматься исходя из соображений выгоды для жителей, увеличения в перспективе стоимости их недвижимости.
Перспективы Москвы — дальнейший рост агломерации, втягивание соседних городов в этот процесс. К сожалению, Новая Москва как территория пока мало вписывается в эту логику.
Позитивный момент — текущие малые изменения, совершаемые муниципальными депутатами, в среднесрочной перспективе могут оказаться очень значимыми для городского развития: они могут создать совершенно новые стандарты благоустройства, организации ремонтных работ, могут повлиять на рынок ЖКХ в городе, на охрану объектов культурного наследия и на многое другое. Так что на значение и вклад новых депутатов нужно начинать смотреть хотя бы через несколько лет, заключил Алексей Новиков.
Made on
Tilda